Развитие современной экономики в условиях цифровизации невозможно без специалистов с цифровыми компетенциями. Когда с каждым днем гаджеты становятся совершеннее, а программные сервисы открывают нам безграничные возможности по работе с информацией, полученных за время учебы в школе и вузе знаний начинает не хватать.

Уже сейчас, все большее число граждан признает необходимость обладания цифровыми компетенциями, однако соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Имеется серьезный дефицит кадров на всех уровнях образования. Выпускники не обладают компетенциями и навыками, востребованными в настоящий момент на рынке. Текущие экономические и технологические уклады требуют ускорения, а значит, быструю подготовку и переподготовку кадров без отрыва от производства.

Напомним, что Президент Владимир Путин в 6 марта 2018 года поручил Правительству РФ (поручение № Пр-580) совместно с субъектами РФ и Союзом Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» обеспечить создание Центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП).

ЦОПП станут агрегаторами и операторами ресурсов региона для подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан по наиболее востребованным и перспективным профессиям. Центры обеспечат повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, а также займутся профориентацией и обучением школьников первой профессии.

В Рязанской области площадку для кадрового развития создает проектный офис «Цифровая экономика» АО «Корпорация развития Рязанской области». Совместно с Ворлдскиллс Россия и представителями IT-индустрии в области формируется модель деятельности Рязанского ЦОПП. В настоящее время идет работа над созданием перечня востребованных компетенций. Осуществляется мониторинг успешных профессионально-практических учебных курсов с целью их дальнейшего внедрения. В логике программы развития цифровой экономики России, региональный Центр опережающей подготовки ежегодно должен выпускать для Рязанской области 1000 готовых к современной работе профессионалов.
                                           
                                   VfLopQ2ux10.jpg
Ключевая причина появления Центров опережающей профессиональной подготовки – разрыв между скоростью изменения современных технологий и неспособностью профессионального образования обеспечить соответствующую скорость изменений образовательных программ и выпуск на рынок специалистов, обладающих необходимыми рынку профессиональными компетенциями. 

Каждый региональный Центр станет носителем программ профессиональной подготовки специалистов в короткие сроки. Программы подготовки разрабатываются и запускаются в работу, если они приносят выгоды. Логика запуска программы следующая: заказчик – техническое задание – разработка программы подготовки – подбор преподавателей – подбор площадок, обладающих материально-технической базой – организация профподготовки – итоговый демонстрационный экзамен – сдача работы заказчику. 

Поэтому, ЦОПП – это не колледж и не вуз. Центр не проводит обучение по федеральным государственным стандартам (ФГОС). Центр осуществляет свою деятельность как бизнес, создавая сеть выгодополучателей для акселерации лучших региональных программ профподготовки, собранных с учетом компетентностного подхода. 

Что это такое? Как пример – региональное профессиональное сообщество по определённой компетенции. Множество экспертов (преподавателей), объединённые единой идеей на площадке ЦОПП, трудятся вместе, но при этом работают в своих организационных структурах. 

Каждый руководитель образовательной организации заинтересован в аккредитации своих лучших образовательных практик и программ не только, чтобы закрыть свои KPI, но и с целью извлечения коммерческой выгоды. Таких как, подготовка Национальной сборной Ворлдскиллс Россия, обучение экспертов и размещение других заказов. Именно региональный Центр опережающей подготовки позволяет «вытягивать» программы образовательных организаций на национальный уровень движения «Молодые профессионалы». 
                                    MMmPuPlvK5A.jpg
Среди основных участников национального проекта создания сети Центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) ключевое место занимают субъекты РФ, а в частности региональные команды. В Рязанской области проектный офис «Цифровая экономика» совместно с Ворлдскиллс Россия разрабатывает модель Рязанского ЦОПП. С учетом региональной конъюнктуры, формируется перечень компетенций, по которым будет осуществляться подготовка кадров для цифровой экономики, где особое место занимает подготовка по IT специальностям. 

В настоящий момент определена базовая модель, реализующая общие функции Центров в каждом регионе: 

ЦОПП становится двигателем развития региональной системы подготовки кадров и «вытягивает» слабые образовательные организации на более высокий уровень. 

ЦОПП обеспечивает быстрое реагирование на запросы рынка и отдельных заказчиков, формируя ускоренные программы подготовки (весь цикл от заказа до выпуска подготовленного специалиста должен занимать не более одного года). 

ЦОПП опирается на сформированную российскую и мировую инфраструктуру WorldSkills International и Ворлдскиллс Россия. 

ЦОПП меняет ситуацию на рынке труда, обеспечивая актуальную профориентацию и новую занятость. 
                                     -CrKddGvyA0.jpg
Деятельность ЦОПП сконцентрирована на конструировании и сборке «под заказ» из всех имеющихся региональных ресурсов программ опережающей подготовки. В базовой модели ЦОПП предусмотрено использование имеющихся в регионе материально-технической базы и кадровых ресурсов (мастеров, преподавателей, тренеров, экспертов, наставников). 

Необходимо отметить, что в базовой модели ЦОПП интегрирует и агрегирует все виды ресурсов, независимо от их отраслевой и ведомственной принадлежности: это и региональные профессиональные образовательные организации, и федеральные вузы, и частные предприятия, и компании с государственным участием, и частные учебные центры, и инновационная инфраструктура (технопарки, кванториумы и пр.). В связи с таким подходом возникает ряд барьеров и нормативно-правовых ограничений, которые в ходе разработки проекта Рязанского ЦОПП проектный офис «Цифровая экономика» стремится преодолеть. 

Немаловажный вопрос, который находится в стадии обсуждения, – это контингент участников, готовых включиться в программу ЦОПП. А также траектория их подготовки по программам ЦОПП. 

«Кадры сегодня должны быть современными и нацеленными на перспективные новые виды деятельности, непрерывное образование, самоорганизацию и активные карьерные устремления, готовность принимать новые формы деятельности, новые технологии. Именно ЦОПП помогут подготовить, переподготовить и повысить квалификации граждан по наиболее востребованным и перспективным профессиям. А благодаря совместной работе регионов с Союзом «Молодых профессионалов (Ворлдскиллс Россия)», а также постоянному диалогу с бизнесом придут решения, которые можно будет положить в основу новой системы развития кадров для цифровой экономики» – рассказывает советник Губернатора Рязанской области, руководитель проектного офиса «Цифровая Экономика» Игорь Горских. 

Автор: Евгений Кутузов